Впервые в благотворительной программе Фестиваля, организатором которой неизменно выступает БФ «Под флагом добра» в московский детский дом №17 вместе с артистами приехали психологи из астраханского социологического центра «Улитка».
Занятия с ребятами Дома проводились психологами Анастасией Мокиной и Ириной Спиридоновой в рамках нового социального проекта Фонда «Арт-коммуникация». Об популярном методе арт-терапии мандала рассказала в интервью сайту БФ «Под флагом добра» Анастасия Мокина.
- Помимо рисунка руками на стекле, мы использовали так называемую мандела-терапию. Мандела-терапия, или рисование в круге, один из древнейших индивидуальной и групповой терапии. Еще ее называют рисованием сокральных кругов. Кроме того ее относят к одну из видов арт-терапии. Известный психолог, психотерапевт Карл Юнг первым ввел ее в широкое применение в психологии. Последнее года мандала-терапия стала популярной и у отечественных коллег. В нашем центре «Улитка» этот вид терапии практикуется уже в течение трех лет, и результаты очень хорошие.
- Что значит, хороший результат?
- Использование мандала-терапии снижает тревожность у детей, они становятся более спокойными. Рисование мандалы – это свое рода медитация и релаксация.
- Чем и как дети рисуют?
Вариантов работы с манделой много. В нашем центре мы используем 10. Можно рисовать руками, кисточкой, по шаблону, самостоятельно, на стекле или светящимся в темноте песком. Ее можно плести из природных материалов. Рисунки мы интерпретируем и проводим консультации и собеседования с ребятами. Разговариваем о том, что они видят. Если на рисунке, например, плачет девочка, значит у ребенка депрессивно-стрессовое состояние, есть реальная проблема, которая его или ее очень беспокоит. И наша задача выявить и помочь устранить эту причину.
- Я знаю, что вы мандалу использовали на волонтерских форумах в ВДЦ «Орленок» и на Селигере.
- Да, эту технику мы применяли на «Селигере-2013» и в «Орленке» в 2012 и 2013 годах. Мы работали с волонтерами Центра «Под флагом доброй Воли» разных возрастов. Ребятам эти занятия очень понравились, особенно в «Орленке». Их воодушевило, что можно не только сделать рисунок на стекле, но и получить его интерпретацию. Ведь мандела – это своего рода диагностический материал. По рисунку можно определить, какими человек обладает особенностями в данный момент, какое у него эмоциональное состояние, что он чувствует, какие основные черты характера у него сейчас присутствуют.
- Получается, что мандела более информативна для детей среднего и старшего возраста?
- В зависимости от возраста ребенка меняются ее функции. Конечно, диагностику малышей сделать невозможно. У них особые представления о цветах и нет еще понятия симметрии. Здесь на первый план выступает развитие мелкой моторики и функция успокоения. Ведь мандела – монотонный, кропотливый труд. Это очень полезно для гиперактивных детей, которые могут сфокусироваться только на 2-3 минуты. Замечательно, если ребенок сможет каждый день хотя бы на минуту дольше выполнять эту работу.
Для более старших детей мандела способствует релаксации, снятию тревожности и гармонизации личности, а информация о самом себе помогает в решение конфликтов. Особенно это эффективно в групповых занятиях. Очевидно, что мандела очень нужна в работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
- Что вы скажете о ребятах детского дома № 17?
- Замечательные дети!