ПОЭТАПНОЕ ОБУЧЕНИЕ НАСТАНИКОВ, КУРАТОРОВ И ВОЛОНТЕРОВ ПРИНЦИПАМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ НУЖДАЮЩИМСЯ ДЕТЯМ

Давыдова Н.В., Шестакова В.Н.

Благотворительный фонд «Под флагом добра»; Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28;

miss.ermaschewa@yandex.ru – Ермашева Марина Александровна

Резюме: Участие волонтеров в работе с детьми высокого социального риска, их помощь в преодолении последствий является, несомненно, важной. Для эффективного взаимодействия с такими детьми волонтеры должны знать их возрастные особенности, проблемы развития, поведения, обладать необходимыми знаниями и навыками. Особое внимание должно быть обращено на создание новых подходов к гигиеническому воспитанию, образованию и формированию у них позитивной установки на физическое воспитание, ЗОЖ, подготовке их к семейной жизни и адаптации в обществе. Не смотря на то, что волонтерскому движению, посвящено большое число работ, но до сих пор этот проблема остается не решенной и актуальной. Объектом исследования являлись волонтеры подросткового возраста (n=400). Из них в основную группу наблюдения вошли 300 волонтеров, которые прослушали полный курс по программе «Волонтеры в помощь детям». Группу сравнения составили 100 волонтеров, которые прослушали неполный курс обучения. В результате исследования установлено, что волонтеры основной группы обучения достоверно лучше подготовлены к работе с детьми из семей высокого социального риска, они оказались более активными, быстрее справлялись со сложными вопросами и экстремальными ситуациями. Умело вступали в дискуссии, беседы, четко соблюдали этические и деонтологические нормы. Не нарушали присягу волонтера, ни один обучающийся не был исключен из группы. В то время как в группе сравнения часто возникали дополнительные вопросы, затруднения при ответах и дискуссиях. Поэтому, основными направлениями работы с волонтерами, должна быть четко прописана программа обучения. В основе ее должны быть заложены все вопросы, касающиеся физического развития детей и подростков, факторы риска, роль семьи и общества в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. Отражена законодательная база при работе с детьми ОВЗ, инвалидами, высокого социального риска, детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Обоснованы и раскрыты вопросы здорового образа жизни и физического воспитания. 

Ключевые слова: волонтеры, дети ОВЗ, дети инвалиды, здоровье ребенка, дети из высокого социального риска.

The intensity of the academic load of the students of the remedial classes and their state of health Ermasheva M.A., Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28.

Summary:

Введение.

Оказание помощи детям из семей социального риска, детям, имеющим проблемы со здоровьем, попавшим в трудную жизненную ситуацию, воспитывающихся в учреждениях социальной сферы для несовершеннолетних, является одной из актуальных задач современности.  Абсолютное большинство детей-инвалидов находится в так называемом состоянии стойкой социальной дезадаптации, обусловленном хроническими заболеваниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные его возрасту воспитательные и образовательные процессы. Поэтому они нуждаются в постоянном дополнительном (специальном) уходе, помощи и надзоре. Участие волонтеров в работе с такими детьми и их помощь в преодолении последствий является несомненно важной второй задачей. Несмотря на усилия, предпринимаемые в нашей стране по оказанию помощи детям сиротам, детям инвалидам, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, определению детей в семьи, все еще значительное их количество воспитывается в учреждениях социальной сферы для несовершеннолетних, семьях высокого социального риска. В этих условиях негативные факторы отрицательно сказываются на здоровье, развитии и поведении ребенка. Участие волонтеров в работе с такими детьми, их помощь в преодолении последствий является, несомненно, важной. Для эффективного взаимодействия с такими детьми, наставники кураторы и волонтеры должны знать их возрастные особенности, знать проблемы развития, поведения, обладать необходимыми знаниями и навыками. Особое внимание должно быть обращено на создание новых подходов к гигиеническому воспитанию, повышению санитарно-культурного уровня семьи, формированию у них позитивной установки на физическое воспитание, ЗОЖ, подготовке их к семейной жизни и адаптации в обществе. 

Проведение практического занятия - это большая ответственность, так как предполагает непосредственное общение волонтера с участниками. Поэтому наставники и кураторы должны быть готовы ответить на все вопросы которые поставит перед ними волонтер. Поэтому они должны быть хорошо подготовлены, чтобы избежать стрессовых и неприятных моментов и наставник и куратор и волонтер.  Ребенок, овладев знаниями после общения с волонтером, в дальнейшем сможет сформировать устойчивые умения и навыки. Они будут прочными и долговечными, если решения приняты осознанно самими детьми, а «не навязаны» взрослыми в процессе воспитания и обучения, которое представляет собой неизбежный конфликт, принуждение к тому, что нужно, вопреки тому, что хочется. Несмотря на то, что волонтерскому движению, посвящено большое число работ, но до сих пор эта проблема остается не решенной и актуальной. 

            Поэтому целью работы явилось обучения волонтеров особым подходам при работе с детьми из семей социального риска. Отбор волонтеров, вливающихся в ряды добровольцев  по оказанию помощи детям, должен проходить индивидуально после собеседования, принятия присяги и кодекса. Обучение должно строиться по определенному алгоритму и поэтапно, по нескольким направлениям с обязательным зачетным занятием и анализом полученных результатов. 

После чего волонтер может приступить к работе с тем контингентом детей, который он выбрал самостоятельно, используя полученные знания умения и навык под строгим контролем куратора и наставника.

Прежде чем приступить к обучению должна быть четко представлена программа, прописаны её цели, задачи. В основе ее должны быть заложены все вопросы, касающиеся физического развития детей и подростков, факторы риска, роль семьи и общества в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения, профилактика вредных привычек, адаптация детей к условиям жизни, приобретению профессиональных навыков и принципов ЗОЖ. Должна быть отражена законодательная база, обоснованы и раскрыты вопросы здорового образа жизни, физического воспитания, адаптации и социализации детей в образовательных организациях различного вида и типа, семье и обществе, что поможет реализовать личностный и творческий потенциал как самого волонтера, так и его опекаемого. 

Такой подход повысит эффективность обучения волонтеров и сделает работу кураторов и наставников, более качественной и грамотной.

Задачи Центра Волонтерского движения "Под флагом Доброй Воли!"  

Организация и проведение консультирования, информирования и методического сопровождения добровольцев (волонтеров);

Формирование группы добровольцев (волонтеров) – исполнителей мероприятий проекта;

Организация работы (обучения) Центра волонтерского движения;

Проведение детских благотворительных праздников, концертов;

Организация детских мероприятий, направленных на социализацию детей-сирот;

Организация и проведение  культурно-спортивных зрелищных мероприятий с целью привлечения благотворительных пожертвований граждан и организаций для поддержки детей-сирот в рамках           

        Всероссийской благотворительной акции «Под флагом Добра!».

Формирование и размещение итоговой информации о результатах программ в средствах массовой информации, детских изданиях и интернет - порталах;

Формирование позитивного отношения и пропаганды благотворительной деятельности в обществе, с целью привлечения внимания к проблемам детей-сирот, детей-инвалидов;

Содействие и развитие идей милосердия и гуманизма в обществе.

 

Обучающая Программа Центра Волонтерского движения "Под флагом Доброй Воли!"

 

 В обучение включены следующие направления:

Первая помощь при неотложных состояниях у детей;

Особенности развития и воспитания детей-сирот в домах ребёнка;

Основы детской реабилиталогии;

Предупреждение жестоких форм обращения с детьми;

Организация и проведение мероприятий, способствующих здоровому образу жизни;

Основы социального проектирования;

Навыки  содержательного программирования целевых проектов для детей и подростков;

Методика организации, проведения и анализа «миссионерских» проектов;

Техника педагогической режиссуры театрализованных проектов для детей и подростков (в том числе для детей с ограниченными возможностями);

Навыки практической  работы по конкретным этюдам социального содержания;

В результате мероприятий Центра добровольцы получают: базовые знания детской педагогики, психологии и медицины; комплекс умений, навыков и теоретических знаний по уходу за здоровыми и больными детьми малого возраста; вовлечение в культурную и спортивную жизнь; уроки духовности; навыки культурного общения; реальное представление о здоровом образе жизни.

 

 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

          Практические занятия реализуются в домах ребенка г. Москвы. С помощью волонтеров организуются и проводятся следующие мероприятия: посещение  домов ребенка не менее 3х раз в неделю, прогулки с детьми и сопровождение детей в театры, парки, зоопарки, на цирковые представления, участие в городских спортивных культурно-массовых мероприятиях благотворительной акции «Под флагом Добра!».